Исследовательская деятельность учащихся является основной частью учебной деятельности. Члены кружка «Юный эколог» несколько лет подряд занимаются исследованием состояния окружающей среды нашего родного села Толбазы. Темы самые актуальные - «Сохраним село Толбазы в чистоте и порядке», «Оценка качества воды Школьного пруда», «Влияние автомобильной дороги, проходящей мимо школы №2 на состояние школьников», «Снижение уровня воды озер села Толбазы». Свои исследования юные экологи защищали на республиканском и всероссийском уровнях, занимали призовые места.
В этом году, в рамках Года экологии, члены кружка оценили качество реки Зилим, протекающей мимо деревни Таш-Асты Гафурийского района. Так же изучили возможность интродукции ландыша майского. По данной теме исследования Абсалямова Алсу выступала на региональном этапе олимпиады по экологии в г.Уфе.
С Древних времен люди восхищались ландышем. О нем слагались песни, писались сказки, стихи, милые букетики дарили любимым. Каждый цветок в отдельности - шедевр, которым можно любоваться и восхищаться. Но он еще и обладает ценными лечебными свойствами. В естественных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается в результате деятельности человека. Ландыш майский во многих регионах занесен в Красную книгу. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается сохранение численности популяции ландыша в местах естественного произрастания и возможность выращивания на садовых участках, пришкольных территориях с целью сохранения популяции. Мы своим исследованием решили привлечь внимание жителей нашего села, школьников к этому прекрасному цветку, изменить к нему свое отношение. А цель нашего исследования - изучить способы интродукции ландыша, то есть возможности выращивания данного растения на садовых участках. В ходе исследования юные экологи вели необходимые фенологические наблюдения за опытными растениями, заполняли дневники наблюдении. И пришли к следующему заключению: растения хорошо цветут, плодоносят, фенофазы укладываются в вегетационный период, устойчивы к неблагоприятным климатическим факторам, что говорит о довольно высокой успешности интродукции данного вида. Значит, ландыш майский можно интродуцировать.
Мы хотим, что каждый человек задумался о судьбе ландыша и помог ему выжить! Наша задача — беречь и охранять это удивительное растение, так как его уничтожают в огромных количествах.
И предлагаем провести следующие мероприятия по восстановлению вида:
- усиление контроля за соблюдением запрета на сбор ландыша и торговлю им.
- картирование мест произрастания вида на природных территориях, где ландыш сохранился в ограниченном количестве.
- разработка и реализация конкретных мер по сохранению и восстановлению популяции ландыша майского на таких территориях;
- выращивание ландыша на садовых участках и цветниках, пришкольных территориях в целях его охраны и озеленения территории.
Члены кружка «Юный эколог» МБОУ СОШ №2 села Толбазы |