Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это своевременно. На каждом этапе развития ребенка есть свои особенности такой профилактики.
Учитывая значимость наследственности, будущим родителям (особенно при особо неблагоприятной наследственности) необходимо обратиться к специалисту, оценить вероятность генетической передачи патологии ребенку.
Ни для кого не секрет, что вредные привычки родителей пагубно сказываются на развитии плода, поэтому обязательной частью профилактики является отказ от курения и употребления алкоголя хотя бы за некоторое время до рождения ребенка. Также к речевой и другой патологии ребенка может привести воздействие на родителей незадолго до родов радиации и других профессиональных вредностей.
Очень важно обеспечить нормальное протекание беременности: соблюдать меры предосторожности, избегать стрессов. Разрешение различных семейных конфликтов лучше отложить, оградить будущую мать от переживаний. Чрезвычайно важен и сам процесс родов.
После рождения ребенка нужно очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития. Заметив любое отставание или отклонение от нормы, необходимо сразу выяснить причины и принять меры, ведь на раннем этапе преодолеть его легче.Так например, если ребенок отказывается от груди, плохо сосет,поперхивается при глотании, следует обратиться к неврологу. Такие симптому могут быть проявлением дизартрии.
Непосредственная профилактика нарушения состоит из двух частей. Во-первых, забота о физическом и нервно-психическом здоровье и о сохранности речевых органов (не допускать ушибов в области головы, детских инфекций и заболеваний, повреждений органов слуха, а также оберегать артикуляционные органы – исключить сосание пальцев, позаботиться о своевременном подрезании уздечки языка; беречь нервную систему ребенка – никаких громких окликов и запугиваний). Во-вторых, правильное речевое развитие ребенка (обеспечить благоприятное речевое окружение – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, поощрять его лепет мимикой радости, как можно больше разговаривать с ним, ненавязчиво и четко произносить неправильно сказанные им слова, приучать его во время разговора смотреть прямо в лицо собеседника, привить ему сознание необходимости речевого общения, исключить «сюсюкание» с ним, заниматься пением, развивать ручную моторику).
Если один из этапов развития ребенка протекал не совсем благополучно, не стоит впадать в панику. Приложите все усилия к обеспечению благоприятных условий для дальнейшего речевого развития.
Важно знать, что речевые расстройства могут возвращаться (особенно при заикании), поэтому необходимо заниматься и их профилактикой – постоянно закреплять первичный результат, доводить до полной автоматизации, непрерывно контролировать речь. Своевременно неисправленные нарушения речи остаются. С возрастом незакрепленные звуки мешают полноценно формироваться личности, вызывают комплексы. Поэтому важно своевременное устранение любых речевых проблем. |